Watching the Phoenix. To the Anniversary of the Academician Vitalyi V. Naumkin
Table of contents
Share
Metrics
Watching the Phoenix. To the Anniversary of the Academician Vitalyi V. Naumkin
Annotation
PII
S268684310010360-4-1
DOI
10.18254/S268684310010360-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Marina V. Starodubtseva 
Occupation: Magister of the Faculty of Oriental Studies, State Academic University for the Humanities
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
13-28
Abstract

The publication honors the 75th anniversary of the prominent Russian researcher, diplomat, and orientalist Vitaly V. Naumkin, Academician of the Russian Academy of Sciences. The article presents a digest from different publications about the hero of the day as well as from his own statements about the Middle East, world politics, the Arab world, academic diplomacy, Russia's role in the situation in the Middle East and other pressing issues of the modern world.

Keywords
Vitaly V. Naumkin, Oriental studies, Middle East, peaceful coexistence, Socotra, Institute of Oriental Studies RAS, second track diplomacy.
Received
18.07.2020
Date of publication
31.07.2020
Number of characters
39882
Number of purchasers
7
Views
223
Readers community rating
5.0 (1 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

2

21 мая 2020 года исполнилось 75 лет Виталию Вячеславовичу Наумкину, человеку, деятельность которого во многом определила и развитие российского востоковедения, и политику России на восточном направлении, и даже будущее целых народов, живущих в регионе. Ученый-арабист, исламовед, востоковед, политолог и культуролог — в своей жизни Виталий Вячеславович постоянно находился в движении, исследуя мир в самых разных его проявлениях — от развития языка и культуры разных народов до участия в разрешении политических кризисов. «Мчащийся сквозь время» — так называется книга о жизни Виталия Вячеславовича Наумкина [Виталий Наумкин… 2015 20], и это название в полной мире отражает жизнь ученого, на протяжении многих лет не только помогающего понять, что происходит в мире и на Ближнем Востоке, но и влияющего на происходящие в регионе и мире процессы. Птица Феникс — это мифическое существо, победившее время и обретшее бессмертие. Раз в 400 лет она погибает, чтобы вновь возродиться. Местом, где возрождается Феникс, считается Сокотра — затерянный во времени остров в Индийском океане, где сохранилась самая архаичная в семитском мире культура. Не случайно что именно Виталий Вячеславович Наумкин стал своего рода первооткрывателем Сокотры для мира. Уделяя пристальное внимание актуальным проблемам, Виталий Вячеславович тем не менее всегда возвращается к вневременным сюжетам. Так, сокотрийцам он помог сохранить свои язык и культуру. Не будет преувеличением сказать, что за многие годы участия в судьбе Ближнего Востока, он помог сохранить и этот уникальный регион. За последние десятилетия Ближний Восток пережил серьезные трансформации, влияющие на международные процессы и развитие других стран, в том числе России. Когда Россия начала совершать поворот на Восток, роль ученого особенно возросла — как специалиста, хорошо понимающего регион и живущих в нем людей, и как посредника, умеющего слушать представителей разных сторон конфликта и устанавливать с ними контакт. Виталий Вячеславович никогда не смотрел на Ближний Восток глазами чужого, не пытался сломать существующие хрупкие структуры отношений, он всегда старался находиться внутри этого мира и поэтому стал для него своим. В этом-то и состоит его победа над временем. В. В. Наумкин строит мир, в котором мы живем и будем жить, влияет на будущее — на будущее востоковедения, на будущее отношений между Россией и восточными странами и народами, и, шире, на будущее мироустройства. Возможно, сейчас мы еще не до конца понимаем масштаб этого влияния, но зато являемся свидетелями того, как человек ткет полотно истории. «Восточный курьер» решил проследить за линией истории, которая так органично сплелась с линией жизни человека, имя которого стало синонимом востоковедения1.

1. О В. В. Наумкине как организаторе науки см. главу «Институт востоковедения на новом этапе: от 2009 года до настоящего времени» в книге [Институт востоковедения РАН… 2018, c. 124–135]. См. также обобщающие материалы, посвященные юбиляру: [Аликберов, 2020; Белокреницкий, Романова, 2020] и «К 75-летию Виталия Вячеславовича Наумкина»: ИВ РАН.URL: https://www.ivran.ru/novosti?artid=15685. Дата обращения 27.06. 2020.
3

ПОЛИТИК И ДИПЛОМАТ

4

Имя Виталия Вячеславовича Наумкина известно всему дипломатическому миру. За последние десятилетия на Ближнем Востоке возникало немало кризисных ситуаций, которые необходимо решать путем разговора сторон, находящихся на разных сторонах конфликта. Виталий Вячеславович не раз становился медиатором в подобных встречах, переводя аксиомы одной культуры на язык другой. В 2006 году он стал представителем России в группе высокого уровня «Альянс цивилизаций», организации, созданной для урегулирования нарастающих конфликтов между западным и исламским миром. С 1991 по 2016 год он возглавлял общественную организацию Центр стратегических и политических исследований, также занимавшуюся общественной дипломатией, изучением конфликтов в регионе. С 2015 года, когда Россия начала военную операцию в Сирии, Ближний Восток стал одним из ключевых направлений российской внешней политики. На протяжении всех этих лет В. В. Наумкин участвовал в сирийском урегулировании в качестве советника (за работу по достижению перемирия в Сирии он получил премию Клуба «Валдай», созданного для взаимодействия политиков и экспертного сообщества). Ректор МГИМО Анатолий Торкунов заявил на вручении премии, что «сегодня понятие востоковедения и Виталий Наумкин абсолютно неразделимы». Сегодня имя В. В. Наумкина известно далеко за пределами России, а он сам остается важнейшим экспертом, участвующим в разрешении кризисных ситуаций в арабском мире.

5

Вручение государственных премий Российской Федерации. Президент России В. В. Путин с доктором исторических наук, академиком РАН, научным руководителем Института востоковедения РАН В. В. Наумкиным. Фото © Kremlin.ru

6

Стаффан де Мистура, специальный посланник генерального секретаря ООН по Сирии: «Профессор Виталий Наумкин, которого я с гордостью считаю своим другом, обладает выдающимися человеческими качествами и крайне компетентен. Он владеет многими навыками, необходимыми в переговорах. Первое из них — рассудительность. Он очень рассудителен. Второе — он очень профессионален. Он говорит на нескольких языках, всегда скромен и слушает другую сторону. Он никогда не вступает в полемику. Он выучил одно из главных правил посредничества — никогда не показывать пальцем. Можно поднять руку, чтобы привлечь внимание. Он никогда не переходит на личности, всегда пытается вместе отвечать на вопрос и искать решение. В этом смысле он необыкновенно эффективен. Я упоминал, что он рассудителен, умеет молчать. Это то, что нужно, без пыли в глаза, когда вы посредник... Он очень хорошо готовится. Третье — он умеет общаться и слушать любого. Это именно то, что необходимо в посреднике»2 (см. Илл. 1). Илл. 1. Виталий Наумкин и Стаффан де Мистура Фото © EnglishAlarabiya.net. по: https://english.alarabiya.net/en/News/middle-east/2016/03/24/Syria-war-parties-to-agree-on-UN-basic-principles-paper-diplomats.html

2. Стаффан де Мистура: Виталий Наумкин необыкновенно эффективен как посредник в переговорах. YouTube
7

Илл. 1. Виталий Наумкин и Стаффан де Мистура Фото © English Alarabiya.net.

8

Александр Аксенёнок, Чрезвычайный и Полномочный Посол (в отставке): «В эти трудные годы он сделал очень многое, для того чтобы российское видение бурных событий в исламском мире имело достойное звучание на международной арене. Этому во многом способствовали его широкая известность как крупного специалиста в арабском регионе и за его пределами. Ближневосточная тематика постоянно была в фокусе большого количества проводимых во многих странах мира конференций, круглых столов, различного рода семинаров, в которых В. В. Наумкин принимал участие и выступал в качестве почетного гостя, находя нестандартные и понятные для его оппонентов подходы к разъяснению нюансов российских позиций. Востребованными оказались опыт и способности В. В. Наумкина в сфере неформальной дипломатии, что, в частности, проявилось в работе по сирийскому урегулированию. Фигура российского ученого оказалась приемлемой как для официального Дамаска, так и для различных групп разрозненной сирийской оппозиции, так что возложенная на него миссия модератора в ходе состоявшихся в 2015 г. на московской площадке раундов межсирийского диалога была отнюдь не случайным выбором» [Виталий Наумкин… 2015, с. 138].

9

В. В. Наумкин о сирийском урегулировании: «Ближний Восток перекраивается. Я думаю, что система государственного устройства и сама система государств не останутся неизменными. Этот регион ждут очень серьезные изменения. Есть надежда на то, что, если региональным и глобальным игрокам удастся договориться, можно попытаться остановить кровопролитие в Сирии. Уже есть некие успехи в достижении локальных перемирий. Ставится задача национального перемирия, добиться чего будет очень трудно. Я думаю, что мирный переговорный процесс начнется в 2016 г., но он вряд ли начнется на фоне национального перемирия. Мы знаем в истории примеры таких вооруженных конфликтов, когда мирные переговоры велись на фоне продолжения вооруженных действий»3 (см. Илл. 2).

3. Виталий Наумкин выступил на заседании муждународного клуба «Триалог». ПИР-Центр. http://www.pircenter.org/news/6804-vitaly-naumkin-gave-a-keynote-speech-at-the-trialogue-club-international. Дата обращения 26.06.2020.
10

Илл. 2. В. В. Наумкин и В. А. Кузнецов на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи. 29-30 января 2018 года. Фото © Валдай-клуб. По: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/kongress-siriyskogo-dialoga-v-sochi/

11

В. В. Наумкин об итогах Конгресса сирийского национального диалога в Сочи: Есть надежда, что этот национальный диалог будет продолжаться в самой Сирии и те люди, которые приехали в Сочи и впервые сидели рядом друг с другом в одном зале, продолжат поддерживать контакт. Они продемонстрировали, и это, может быть, главный итог, что сирийское общество готово идти к примирению. И это сделала Россия! Это Россия смогла собрать в одном зале людей, которые находятся между собой в остроконфликтных отношениях. …Было много споров — особенно по тем решениям, которые в конечном счете все-таки принял Конгресс. …Но самое главное — это, конечно, подтверждение всех тех обязательств, которые взяли на себя организаторы по проведению этого судьбоносного, необычного явления в истории России, в истории нашего миротворчества, нашей дипломатической и военной деятельности»4.

4. Наумкин: Конгресс сирийского национального диалога в Сочи — уникальное явление в истории российского миротворчества. Валдай-клуб.URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/kongress-siriyskogo-dialoga-v-sochi/. Дата обращения 26.06.2020.
12

Наумкин о позиции России в регионе: Мы стали самым влиятельным игроком на Ближнем Востоке. Это безусловно. Если сравнивать нас с американцами, то наша репутация намного выше. На одном посредничестве мы приобрели репутацию независимого брокера, который неожиданно впрыгнул сейчас в ливийскую телегу. …Это первый шаг. То, что мы успели через ливийский конфликт и сирийский выйти на совершенно новый уровень отношений с Германией, это удивительно. Мы установили хороший контакт с Францией и Италией именно на ближневосточном направлении. Ближний Восток ценен не только с точки зрения наших региональных интересов, но и как путь в Европу. Возьмем миграционный кризис, возьмем кризис, связанный с энергетикой, и многое другое. Мы, конечно, многое приобрели. «Есть мощное давление Запада, есть мощное давление консервативных государств, которые ориентируются на Запад. Это реальность, и тут не нужно никаких иллюзий иметь, что мы получим везде какую-то поддержку. Но когда разговариваешь с людьми и политическими деятелями, видно, что симпатии многих из тех, кто не хочет или боится открывать рот, на самом деле, на нашей стороне».

13

О разнице восприятия США и России на Ближнем Востоке: «Американцам не верят. Вот курды им сегодня не верят... Хотя все сегодня нуждаются в США. Что греха таить, это мощная держава. Но не понимают они Ближнего Востока. Они все время наступают на те же грабли. И вот это упоение силой, вот, все мы сделаем сейчас — этих купим, а других разбомбим. Не получается ни купить, ни разбомбить. А мы с меньшими ресурсами, менее затратно, налегаем на дипломатию и в том числе на личную химию. …Наша игра на посредничестве, на равноприближенность в одних случаях и на равноудаленность в других. Я думаю, это большое преимущество российской политики, которое позволяет с малыми ресурсами делать большие дела5.

5. Эксклюзивное интервью научного руководителя Института востоковедения РАН Виталия Наумкина. Полная версия. НТВ.ru.URL: https://www.ntv.ru/video/1815440/. Дата обращения 26.06.2020.
14

О целях российской политики на Ближнем Востоке: Основные направления российской политики по восстановлению стабильности и безопасности в регионе, а также по развитию как двусторонних, так и многосторонних отношений останутся прежними. Сирийский конфликт не единственный в регионе. Остается неурегулированным арабо-израильский конфликт. Россия — член Ближневосточного квартета, она развивает отношения и с Израилем, и с палестинцами. Я думаю, что после урегулирования сирийского конфликта значение арабо-израильского мирного процесса возрастет. Продолжает оставаться непростой ситуация в Ливии, Йемене, Ираке. Наконец, существует курдский вопрос, который, учитывая его значение для ближневосточного региона, должен быть решен. У России в регионе есть и экономические интересы, связанные с энергетикой. Обостряется противостояние между Ираном и Саудовской Аравией, между шиитской частью мусульманского мира и суннитской. Дел на Ближнем Востоке много, поэтому преодоление сирийского конфликта позволит России уделять больше внимания другим серьезным вопросам6.

6. Наумкин В. В. Что ждет Сирию? РСМД.URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/chto-zhdet-siriyu/. Дата обращения 26.06.2020.
15

О том как победить радикальный исламизм: «Нужно вылечить болезни общества, приводящие к тому, что молодежь обращается к радикальным идеологиям. Радикальный исламизм привлекает молодых людей, не имеющих возможности реализовать себя, не имеющих доступа к социальным лифтам, считающих свою жизнь бесцельной. Причем обращаются эти молодые люди не к исламу, а к экстремистским идеологиям, лишь прикрывающимся его именем. В исламе же этого изуверства нет и никогда не было. Напротив, в Средние века мы можем встретить религиозную жестокость у инквизиции, а не на Ближнем Востоке. Поэтому, чтобы молодежь отвернулась от радикального исламизма, надо решить социальные проблемы обществ (в том числе и западных). Во-вторых, надо решить политические проблемы, способствующие привлечению новобранцев под знамена ИГ и не допускать возникновения новых подобных проблем. К числу таковых относятся: арабо-израильский конфликт, американские авантюры в Ираке и Афганистане, восстановившие против Запада исламский мир. При этом внутри самого мусульманского сообщества должна идти работа по дискредитации радикализма. И, наконец, необходимо, чтобы военные разгромили ИГ. Ведь это зло, исламский экстремизм, оно было и раньше, но сегодня впервые обрело собственную территорию, стало псевдогосударством. И его следует уничтожить, обрубить щупальца, которые оно тянет в разные части мира»7.

7. «От терактов никто незастрахован». Виталий Наумкин окрахе исламизма, арабистике иотношениях сТурцией. Lenta.ru.URL: https://lenta.ru/articles/2016/02/25/naumkinmideast/. Дата обращения 26.06.2020.
16

О палестино-израильском конфликте: «Палестино-израильский конфликт, к сожалению, оттеснен на второй план теми событиями, которые происходят в Сирии. Внимание мировой политики приковано к Сирии . Этим пользуется группа «ястребов», которые стоят на позиции крайне правого крыла израильского истеблишмента в окружении Трампа. Они торопятся скорее решить проблему в пользу Израиля так, чтобы не было никакого шанса создать Палестинское государство. Сегодня нужны очень большие международные усилия, чтобы эту проблему решить и спасти саму формулу двух государств (еврейского и арабского, — прим. ред.). Чтобы можно было создать Палестинское государство на протяженной территории, а не дисперсными анклавами, как того хотели бы эти люди в окружении Трампа во главе с его зятем Джаредом Кушнером. То, что Трамп признал перенос столицы Израиля в Иерусалим, фактически ставит крест на проблеме палестинских беженцев. Это очень плохо. Это попытка решить проблемы в интересах даже не Израиля, а именно правой группировки поселенцев (еврейских поселенцев на палестинских территориях. — Прим. ред.), которые навязывают свою повестку. Думаю, в этих условиях Россия должна предложить свои посреднические усилия, чтобы возродить мирный процесс (см. Илл. 3). Здесь могут оказаться востребованными наши давние дружественные отношения с палестинцами, с одной стороны, и достаточно активные отношения с Израилем. Пока палестинцы в очень тяжелом положении»8.

8. «Палестино-израильский конфликт оттеснен на второй план событиями в Сирии. Реальное время. https://realnoevremya.ru/articles/96177-vitaliy-naumkin-o-svyazi-sirii-s-uregulirovaniem-v-palestine. Дата обращения 26.06.2020.
17

Илл. 3. Лидер палестинского сопротивления Ясир Арафат и Виталий Наумкин. Фото из личного архива В. В. Наумкина

18

Об убийстве Сулеймани и опасности большой войны на Ближнем Востоке: Сегодня Ближний Восток снова бурлит, да так, что некоторые аналитики стали сравнивать состоявшееся через три дня после наступления нового года убийство у аэропорта Багдада только что прилетевшего в иракскую столицу командующего элитной части официальной силовой иранской структуры — Корпуса стражей исламской революции «Аль-Кудс» («Иерусалим») Касема Сулеймани (известного в КСИР как «Хадж Касем») и еще пятерых или более сопровождавших его людей, в том числе генералов КСИР и Абу Махди аль-Мухандиса, заместителя командующего Сил народной мобилизации Ирака (аль-Хашд аш-Шааби), недавно интегрированных в систему вооруженных сил страны, с убийством австро-венгерского эрцгерцога Франца Фердинанда 28 июня 1914 г. Аналогия понятна — опасность «большой войны» давно не была так близка, как сегодня. Разница лишь в том, что убийство, которое разожгло Первую мировую войну, совершила группа молодых террористов, а удар с американского дрона был произведен по приказу президента Трампа9.

9. Крылья «черного лебедя» над Ближним Востоком. РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/krylya-chernogo-lebedya-nad-blizhnim-vostokom/. Дата обращения 26.06.2020.
19

О главных факторах, угрожающих безопасности на Ближнем Востоке: Ближний Восток сегодня страдает от проблем неудовлетворенной самоидентификации различных групп населения, которые сегодня разобщены. Я сказал уже о палестинском народе, и мы как востоковеды должны понимать важность курдского фактора — еще одного фактора, разделяющего Ближний Восток и угрожающего безопасности. То, что Ближний Восток сегодня пытаются превратить в некую площадку для обкатки противоречий, которые существуют между глобальными и региональными игроками — это неконструктивный путь к урегулированию проблем. Наоборот, нужно сделать так, чтобы на Ближнем Востоке люди могли спокойно и безопасно жить10.

10. IX Ближневосточная конференция. Открытие и 1 сессия «Ближний Восток, устремленный в будущее. Два взгляда». Валдай-клуб.URL: https://ru.valdaiclub.com/multimedia/video/devyataya-blizhnevostochnaya-konferentsiya-otkrytie-i-plenarnaya-sessiya/. Дата обращения 26.06.2020.
20

О работе дискуссионного клуба «Валдай»: «Международный дискуссионный клуб “Валдай” — это один из самых нужных, востребованных проектов в российской действительности. Это часть гражданского общества, при этом оказывающего большое влияние на общественное мнение в России, может быть, и не только в России (см. Илл. 4). Еще недавно эта связь [между властью и экспертами] практически отсутствовала, но сегодня это уже не так. Собственно, сам дискуссионный клуб «Валдай» — это площадка, где эксперты со всего мира могут предлагать идеи, которые услышит власть. В обратную сторону это тоже работает: представители власти приходят и общаются с участниками «Валдая», объясняя свои решения и взгляды. Валдайский клуб — это не клуб для того чтобы решить сирийскую проблему, это клуб для того чтобы выявить точки зрения, попытаться их сблизить, для того чтобы помочь политикам решать эту проблему. Валдайский клуб — это не инструмент внешней политики, это инструмент интеллектуального диалога и сближения позиций. Мы здесь находим новые оригинальные идеи, подходы, рецепты, которые как мы считаем могут быть полезны политикам»11.

11. «Валдай – инструмент интелектуального диалога». Вестник Кавказа. URL: https://vestikavkaza.ru/video/Valday-instrument-intellektualnogo-dialoga-Vitaliy-Naumkin.html.Дата обращения 26.06.2020.
21

Илл. 4. Виталий Наумкин во время выступления в дискуссионном клубе «Валдай». © Валдай-клуб. По: https://ru.armeniasputnik.am/armenia/20170311/6666018/naumkin-armyanskie-diaspory-mogut-pomirit-rossiyu-i-ssha.html

22

Об архитектуре безопасности, необходимой для стабилизации ситуации на Ближнем Востоке: «Это должна быть инклюзивность, система должна быть общей, то есть для всех государств региона. Она должна быть связана с крупными международными игроками, которые должны войти в эту систему. Если Россия начинает осуществления плана всеобщей системы безопасности, то здесь речь идет о том, что наряду с государствами региона в ней смогут участвовать и США, и Евросоюз, и Россия, и Китай, и может какие-то другие государства, которые влияют на ситуацию. Если мы говорим о конфликтах, то такой важный и системообразующий конфликт, как арабо-израильский, должен найти свое разрешение»12.

12. Виталий Наумкин о новой архитектуре безопасности на Ближнем Востоке. Валдай-клуб. URL: https://ru.valdaiclub.com/multimedia/video/vitaliy-naumkin-o-novoy-arkhitekture-bezopasnosti-na-bv/. Дата обращения 26.06.2020.
23

УЧЕНЫЙ И УЧИТЕЛЬ

24

Умение Виталия Вячеславовича сочетать академизм с практической работой и использовать политические сюжеты для продвижения науки сделало его одной из самых важных фигур для востоковедения в России. Хотя его интересы никогда не ограничивались исключительно одним сюжетом — мчась сквозь время, он прокладывал тропы все к новым и новым регионам и темам, но все же жемчужиной его исследовательских путешествий стал Йемен, и особенно — остров Сокотра, где к настоящему времени сохранилась самая архаичная и изолированная в семитском мире культура. Виталий Вячеславович впервые оказался там в начале 70-х, когда он открыл для современной науки уникальный язык жителей Сокотры — южноаравийский язык семитской группы, сохранившийся на острове из-за изоляции и существующий только в устной форме. Группа ученых-лингвистов под руководством Виталия Вячеславовича создала для языка письменность на основе арабского алфавита, таким образом сыграв ключевую роль в культурном развитии острова. «Освоить кусок культуры, сохранить, спасти — это правильное дело, это называется хороший вкус», — позже напишет о нем директор Эрмитажа и еще один исследователь Йемена Михаил Борисович Пиотровский. За несколько десятилетий Виталий Вячеславович стал другом для арабского мира, но круг его исследований все больше расширялся, выходя за пределы арабского мира, включая в себя уже и Среднюю Азию, и Кавказ. Его глубокое понимание культурных и политических процессов на Востоке, а также талант организатора привел его в Институт Востоковедения РАН, который под его руководством стал одним из ведущих в мире аналитических центров. Обладающий уникальным опытом, широким кругозором, энергией и открытостью, для многих современных специалистов-востоковедов Виталий Вячеславович стал истинным учителем. Важно и то, что благодаря работе В. В. Наумкина в двери научных центров входит молодое поколение будущих исследователей.

25

Илл. 5. Йемен, остров Сокотра. Фото © Martin Edström. По: https://www.nationalgeographic.com/environment/2018/11/socotra-yemen-biodiversity-photography/

26

Наумкин о работе в Йемене и Сокотре: «Я эту страну (Йемен. — Прим. ред.) люблю и считаю, что она уникальна. В любой арабской стране есть следы прежних эпох, но Йемен в наибольшей мере их сохранил. Это страна, которая сохранила традицию очень сильно в определенных областях жизни, мыслей, быта. Она осталась в чем-то нетронутой, она показывает, какими были арабы, их архаические, отчасти стойкие, крепкие и легко адаптирующиеся черты жизни, менталитета. Этим мне Йемен интересен. Одно из самых интересных мест Йемена — остров Сокотра, где сохранилась своя маленькая подкультура в рамках Йемена. Совершенно уникальный народ, который на протяжении столетий не менялся, законсервировался ввиду полной изоляции (см Илл. 5). Мне повезло: в начале 70-х я одним из первых русских попал на Сокотру. В те времена остров был пространством потусторонним, люди спичек не знали. Они добывали огонь трением палочек. Я с этими людьми общался, изучал их язык. Он относится к семитской группе. В новом сборнике есть статьи на эту тему. Я написал несколько книг, они изданы на Западе. Сейчас будет обновленное переиздание моей работы по Сокотре на арабском языке. Издают ее в Эмиратах. В рамках Йеменской экспедиции, которая начала работать в 1983 году, я организовал сокотрийский отряд (см. Илл. 6). В этом году мы опять там работали, вели раскопки, нашли древнюю столицу Сокотры. Там просматривается еще много интересных открытий, о которых я пока не буду говорить. Я думаю, что в отношении Сокотры у нас есть научный приоритет. Археологи там никогда не работали. Единственные археологи, которые там вели раскопки, это российские. Потрясающе интересный материал!»13.

13. Сорок лет исканий арабиста. Интервью с В. Наумкиным. Издательский дом «Медина». URL: http://www.idmedina.ru/medina/?240.Дата обращения 26.06.2020. См. также [Яковлев, 2020].
27

Илл. 6. В. В. Наумкин в гостях у старого бедуина на Сокотре. Из личного архива В. В. Наумкина

28

О состоянии российского востоковедения сегодня: «Есть кадровая проблема, она связана с общей ситуацией в гуманитарной науке когда не хватает стимулов для молодых людей делать длинную карьеру, которая не предполагает финансовых успехов на ее первых этапах. Все хотят сразу. Две проблемы — финансовая и кадровая. Ренессанс касается отдельных частей науки, она востребована. Но приток свежих сил очень ограничен. Если так будет продолжаться, востоковедение может загнуться. Должна быть система стимулирования прихода молодых людей — особые программы. Есть система поддержки, тем не менее многие талантливые выпускники вузов уезжают за рубеж, где они очень востребованы14.

14. Эксклюзивное интервью научного руководителя Института востоковедения РАН Виталия Наумкина. Полная версия. НТВ.ru.URL: https://www.ntv.ru/video/1815440/.Дата обращения 26.06.2020.
29

Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов о В. В. Наумкине: «Многие наши коллеги быстро и необратимо меняются, заняв высокие посты в своих институтах, приобретают академическую солидность и дополнительный вес (в том числе и в буквальном смысле этого слова). Для Виталия Наумкина позиция директора одного из наших ведущих академических центров, как мне кажется, мало что изменила — в стиле работы и жизни в целом; он сохранил свою невероятную, фантастическую энергию, свою жадность до новых идей и новых проектов, свое неподражаемое жизнелюбие и свой демократизм. Только, наверное, работать стал еще больше, разрываясь между собственными исследованиями, административными обязанностями и участием в работе над практическими вопросами нашей внешней политики».

30

Вице-президент РСМД Александр Дзасохов, зам. председателя комиссии РФ по делам ЮНЕСКО: «Виталия Вячеславовича всегда отличало умение сочетать академизм с большой полевой исследовательской и практической работой. Его имя хорошо известно в Йемене, где я много раз бывал и где о Виталии с неизменным почтением упоминали едва ли не все, с кем я встречался, — и Абд аль-Фаттах Исмаил, и Али Насер Мухаммед, и многие-многие другие... В Египте, в Сирии, в Ираке, в Палестинской Администрации — Наумкина в арабском мире знают, уважают, любят повсюду. Впрочем, его имя звучит и далеко за пределами Ближнего Востока. В Центральной Азии и особенно в Таджикистане, где он очень много сделал для прекращения гражданской войны в начале 1990-х. На Кавказе, где он отчаянно трудился над прекращением конфликта в Нагорном Карабахе. В мусульманских регионах России, где возглавляемый им Институт востоковедения ведет большую и полезную работу».

31

ФИЛОСОФ

32

С самого начала пути в академии Виталий Вячеславович обратил свои научные интересы в сторону политической философии. Одним из его первых научных трудов стала работа, посвященная доктрине средневекового мусульманского мыслителя Абу Хамида аль-Газали. Фундамент, заложенный изучением средневековой арабской философии, исламской культуры, в дальнейшем повлияет на то, с какой глубиной Виталий Вячеславович будет подходить к изучению современного арабского мира. Современные проблемы в его анализе приобретают философское измерение и такой взгляд оказывается крайне важным для понимания будущих трансформаций как на региональном, так и на глобальном уровне.

33

34

35

36

О трансформации миропорядка и усилении Востока: «Мир сегодня переживает серьезную трансформацию, одной из составных частей которой является повышение роли Востока. Восток, страны Востока, к которым принадлежит и Россия через евразийское пространство, сегодня навязывает миру свою повестку, свои интересы и, главное, свой экономический вес потому что он транслируется в политику. И то, что мир сегодня полицентричен, стало совершенно очевидно даже для тех представителей западных государств, которые не всегда склонны это признавать. Фактически, все признали, что есть изменения мирового порядка, есть повышение роли Востока в этом порядке. И роль России в этом процессе так же признается»15.

15. Виталий Наумкин: мир сегодня переживает серьезную трансформацию – Россия 24. YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MDPicHNGU28. Дата обращения 26.06.2020.
37

О религиозном факторе: «С одной стороны, мы видим редуцирование роли религии, сегодня светское начало сильно идет в мире. Качнулось все в сторону резкого возрастания роли религии. Религия — спасательный жилет в море натиска сильных цивилизаций государств, игроков. Сегодня по линии исламских организации у нас волна нового партнерства. Некоторые организации которые были враждебными нам, говорят, что Россия — это модель сосуществования религиозных общин, уникальный опыт совместной жизни разных этнических групп. Мы приобретаем союзников и партнеров не только там, где есть наши единомышленники»16.

16. Эксклюзивное интервью научного руководителя Института востоковедения РАН Виталия Наумкина. Полная версия. НТВ.ru.URL: https://www.ntv.ru/video/1815440/. Дата обращения 26.06.2020.
38

Об участии в инициативе по диалогу цивилизаций: «Я человек широких интересов, а в силу моих служебных обязанностей занимаюсь и международными отношениями, и политологией, преподаю в Московском университете. Но вопросы взаимоотношений между различными культурами и цивилизациями на самом деле были в русле моих интересов и в начале. Если взять того же аль-Газали, книгу «Воскрешение наук о вере», там как раз идет сравнение христианской и мусульманской теологий, выясняется, какие влияния были у аль-Газали и других философов. Когда эта тема стала острой, когда в мире стали обостряться отношения между исламским миром и Западом, именно на тот период пришелся период важных инициатив, таких как инициатива президента Ирана Хатами по диалогу цивилизаций. Я к этой тематике подключился. Особенно после 2001 года, когда эта тема стала еще более актуальной, когда возникла стена, враждебность между Западом и исламским миром, я оказался вовлечен в эти исследования»17.

17. Сорок лет исканий арабиста. Интервью с В. Наумкиным. Издательский дом «Медина». URL: http://www.idmedina.ru/medina/?240.Дата обращения 26.06.2020.
39

О конфликте Запада и Востока: «Конфликта цивилизаций, я глубоко убежден, нет. Есть политика, есть политические конфликты сегодня, и они порождают эту самую схватку. Есть наследие, действительно, колониализма, есть уязвимость этих культур, допустим, ближневосточных и исламских — конечно, в исламском мире есть проблемы. Но есть теория, которая объясняет все через сопротивление модернизации. Но дело не в модернизации, дело в том, что — да, этот мир отталкивает от себя вестернизацию, отталкивает навязывание определенной культуры, которая в чем-то сильнее, в чем-то опирается на более мощный потенциал, более эффективное светское воздействие. Стабильность сегодня ключевое слово для всей мировой системы, которая переживает период хаотизации, нарушения управляемости и попыток целого ряда держав ориентироваться на односторонние действия, не санкционированные мировым сообществом»18.

18. Восток-Запад: конфликт цивилизаций или конвергенция культур?«Дым отечества». Эхо Москвы. URL: https://echo.msk.ru/programs/smoke/621515-echo/. Дата обращения 26.06.2020.
40

О глобализации: «Глобализация часто преувеличивается. …Тот же Валленштейн считает, что глобализация — это выдумка. Что такое глобализация? Должно быть три потока: люди, капитал, информация. Сначала, действительно, открылись границы. Люди стали их переходить, ездить. Все возрастающая часть жителей земли стала жить не там, где она родилась. Больше перемещаются люди. А сегодня стали барьеры возникать. Фактически идет борьба против мигрантов, против перемещения людей. Никто не хочет, чтобы было свободное перемещение людей. Оно происходит, но ему ставят рогатки. По капиталам еще лет 20 тому назад вопросы о каких-то санкциях не стояли на повестке дня международной жизни. А сегодня введение санкций против всех подряд стало нормой жизни. Сплошные банки, препоны, контроль, протекционизм. Остается только информационная свобода, свобода доступа к информации. Но и здесь пытаются закрыть, что-то просеять, фильтровать. Появляются системы фильтра интернета, не пускают какие-то печатные издания в каких-то странах. Но все-таки, можно сказать, что да, есть свобода доступа к информации. Мы с вами можем гаджеты использовать, куда угодно влезть, с кем угодно поговорить. Связь, коммуникация — да. Но капиталы и люди — нет. Я бы не сказал, что есть большая свобода, и глобализация открывает ворота»19.

19. Наумкин В. В. Какая глобализация? Все стремятся отделиться. РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/kakaya-globalizatsiya-vse-stremyatsya-otdelitsya/. Дата обращения 26.06.2020.
41

О коронавирусе и возможных для мира изменениях: «С одной стороны, коронавирус — новая большая угроза мировой безопасности, но с другой стороны — фактор, который может сблизить конфликтующие стороны, поскольку это общая угроза. Время покажет, удастся ли нам на фоне противодействия коронавирусу снова вернуться к тем позитивным этапам международного сотрудничества на основе международного права или, наоборот, он продолжит нас разделять, что губительно на фоне новых угроз и, в частности, террористической угрозы, которая заметно сохраняет потенциал на Ближнем Востоке и за его пределами. Складывается впечатление, что сегодня Ближний Восток в центре мира, переживающего период болезненного приспособления к новым меняющимся реалиям. Сегодня Ближний Восток в коммуникационном центре мира. Это и пути транспортировки энергоносителей, трубопроводы, движения танкеров. И мы знаем, насколько уязвимы эти коммуникации. Это такой своеобразный фронтир между Европой, Евразией и Азией. …Это одновременно и граница меду Европой и Африкой, христианским и исламским миром. И этот котел кипит еще потому, что там высок уровень внешнего вмешательства, огромное количество иностранных баз, огромное количество тех, кто без согласия Совета Безопасности или приглашения местных держав там находится. Это то, что фактически предопределяет грустную реальность — ограниченность суверенитета целого ряда государств Ближнего Востока. …Они сегодня зависимы от внешних факторов, происходит продвижение определенных далеких от подлинных интересов местных государств, интересов внешних игроков. Если говорить о внутренней конфликтности, то сегодня она высока. К сожалению, мы видим отсутствие солидарности. Даже на уровне субрегиональных групп, даже на уровне этнических, конфессиональных групп, общин. Эта разобщенность мешает ответить на вызовы»20.

20. IX Ближневосточная конференция. Открытие и 1 сессия «Ближний Восток, устремленный в будущее. Два взгляда». Валдай-клуб.URL: https://ru.valdaiclub.com/multimedia/video/devyataya-blizhnevostochnaya-konferentsiya-otkrytie-i-plenarnaya-sessiya/. Дата обращения 26.06.2020.
42

О развитии фундаментализма на Ближнем Востоке: «В этих странах явно отсутствует демократия, а иногда даже какие-либо элементы демократии. Нет никакого участия со стороны людей в принятии решений любого рода. …Проблема самовыражения настолько сильна, что люди находят в исламской альтернативе что-то, что может изменить их условия жизни. Так что, когда левая (социалистическая или коммунистическая) альтернатива исчезла, потому что больше нет доверия — может, уже много лет, кто знает? — единственной альтернативой является ислам и, возможно, радикальный ислам, потому что предлагает простые решения. Итак, “добро пожаловать обратно в штат Халифат, или исламскую группу, где все будут равны”. Это те же идеи, что были и у коммунистов: социальная справедливость, равенство, богатство, распределенное между всеми. “Государство будет справедливым для всех”. Это не просто совпадение, что многие бывшие последователи социалистических идей (или арабских националистических идей, потому что арабский национализм также был дискредитирован) стали фундаменталистами. Они просто обратились за поддержкой к исламистам, они стали приверженцами радикальных исламских движений. …Кроме того, антизападничество является очень важной частью этого процесса. Люди расстроены, потому что чувствуют, что Запад очень силен; вторгается в их общество, это касается западных СМИ, образования, технологий. У них есть свои ценности, они хотели бы защитить себя от этого сильного давления. Я думаю, что Запад в целом, включая Европу, нуждается в некоторой сдержанности. Мы должны помогать с модернизацией, но очень осторожно, не разрушая систему, потому что это напоминает им о прошлом. Если мы собираемся все изменить, навязать эти изменения силой, ну, мы просто будем вести себя как большевики. У них была та же идея изменить все, вы знаете, экспорт революции. Я думаю, что экспорт демократии не менее вреден, чем идея экспорта революции».

43

О совместимости ислама и модернизации: «Я считаю, что ислам может быть совместим с модернизацией. Мы не можем сказать, что любая религия несовместима с модернизацией, потому что все эти религии — они разные, но вместе с этим эти авраамические религии очень похожи. В то же время ислам — это особый вид религии, потому что в нем очень тесно связаны власть с государством. Концепция государства и власти всегда была частью всех исламских учений, а первое исламское государство — государство пророка Мухаммеда — было теократией. Это одна из причин, по которой ислам делает вид, что контролирует большую часть жизни человека, а также контролирует государство. Мы знаем, что в исламе много модернизаторов. …У нас были так называемые “джадиды”, которые были модернизаторами, и множество других групп, которые мечтали о модернизации исламского мира. И у нас были так называемые возрожденцы, которые были фундаменталистами, стремящимися возродить идею исламского государства и вернуться к временам первого теократического правления в исламском мире. Я считаю, что навязывать изменения в исламском мире силой со стороны внешнего мира контрпродуктивно. Чем больше вы оказываете давление на исламский мир, тем больше у вас будет оснований для того, чтобы эти фундаменталисты использовали ситуацию для защиты собственных ценностей. Любое общество в исламском мире является традиционным, и, особенно если оно фрагментировано, это является частью идентичности. Культурное давление настолько велико, что люди противостоят ему. Они пытаются защитить свои собственные ценности. И это создает почву для политической мобилизации со стороны тех злых сил, которые хотят использовать ситуацию для захвата власти».

44

Дайджест составила © 2020 М. Стародубцева21 («ВК»)

21. Марина Витальевна Стародубцева, магистрант Восточного факультета Государственного академического университета гуманитарныхнаук (ГАУГН), Москва, Россия; marina.starodubcev@gmail.com; ORCIDID: 0000-0002-3015-9616

References

1. Alikberov A. K. Privetstvie V. V. Naumkinu. Vostok / Oriens. 2020. № 2. S. 6–8 [Alikberov Alikber K. Congratulation to Vitaly V. Naumkin. Vostok / Oriens. 2020. No. 2. Pp. 6–8].

2. Belokrenitskij V. Ya., Romanova N. G. 75 let akademiku RAN Vitaliyu Vyacheslavovichu Naumkinu, glavnomu redaktoru zhurnala «Vestnik instituta vostokovedeniya RAN». Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN. 2020. № 2. S. 12–14 [Belokrenitsky V. Y., Romanova N. G. 75th Anniversary of Academician Vitaly V. Naumkin, Editor in Chief of the Journal of the Institute of Oriental Studies, RAS. Vestnik Instituta Vostokovedeniya RAN. 2020. No. 2. Pp. 12–14].

3. Vitalij Naumkin: mchaschijsya skvoz' vremya… (al'bom k 70-letnemu yubileyu). Red. i sost. I. Zvyagel'skaya, V. Kuznetsov, A. Sarab'ev. M.: IV RAN, 2015. — 200 s. [Vitaly Naumkin: Dashing through Time… (Album, Dedicated to the 70th Anniversary). I. Zvyagelskaya, V. Kuznetsov, A. Sarabiev (Eds). Moscow: IOS RAS. 2015. — 200 p.].

4. Institut vostokovedeniya RAN — proshloe i nastoyaschee. K 200-letiyu osnovaniya. V. V. Naumkin (otv. red.), D. V. Dubrovskaya (avt.-sost.). — 336 s. M.: IV RAN, «Nauka», 2018 [Portrait of the Institute of Oriental Studies against the Background of Russian History. V. V. Naumkin (Ed.), D. V. Dubrovskaya (Comp.). Moscow: IOS RAS, Nauka, 2018. — 336 r.].

5. Yakovlev A. I. Neutomimyj Naumkin. Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN. 2020. № 2. S. 15–16 [Yakovlev A. I. Naumkin the Indefatigable. Vestnik Instituta Vostokovedeniya RAN. 2020. No. 2. Pp. 15–16].

6. IX Blizhnevostochnaya konferentsiya. Otkrytie i 1 sessiya «Blizhnij Vostok, ustremlennyj v buduschee. Dva vzglyada». Valdaj-klub. URL: https://ru.valdaiclub.com/multimedia/video/devyataya-blizhnevostochnaya-konferentsiya-otkrytie-i-plenarnaya-sessiya/. Data obrascheniya 26.06.2020.

7. «Valdaj — instrument intelektual'nogo dialoga». Vestnik Kavkaza. URL: https://vestikavkaza.ru/video/Valday-instrument-intellektualnogo-dialoga-Vitaliy-Naumkin.html. Data obrascheniya 26.06.2020.

8. Vitalij Naumkin vystupil na zasedanii mezhdunarodnogo kluba «Trialog». PIR-Tsentr. URL: http://www.pircenter.org/news/6804-vitaly-naumkin-gave-a-keynote-speech-at-the-trialogue-club-international. Data obrascheniya 26.06.2020.

9. Vitalij Naumkin: mir segodnya perezhivaet ser'eznuyu transformatsiyu – Rossiya 24. YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MDPicHNGU28. Data obrascheniya 26.06.2020.

10. Vitalij Naumkin o novoj arkhitekture bezopasnosti na Blizhnem Vostoke. Valdaj-klub. URL: https://ru.valdaiclub.com/multimedia/video/vitaliy-naumkin-o-novoy-arkhitekture-bezopasnosti-na-bv/. Data obrascheniya 26.06.2020.

11. Vostok-Zapad: konflikt tsivilizatsij ili konvergentsiya kul'tur? «Dym otechestva». Ehkho Moskvy. URL: https://echo.msk.ru/programs/smoke/621515-echo/. Data obrascheniya 26.06.2020.

12. K 75-letiyu Vitaliya Vyacheslavovicha Naumkina. IV RAN. URL: https://www.ivran.ru/novosti?artid=15685. Data obrascheniya 27.06. 2020.

13. Kryl'ya «chernogo lebedya» nad Blizhnim Vostokom. RSMD. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/krylya-chernogo-lebedya-nad-blizhnim-vostokom/. Data obrascheniya 26.06.2020.

14. Naumkin: Kongress sirijskogo natsional'nogo dialoga v Sochi — unikal'noe yavlenie v istorii rossijskogo mirotvorchestva. Valdaj-klub. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/kongress-siriyskogo-dialoga-v-sochi/. Data obrascheniya 26.06.2020.

15. Naumkin V. V. Kakaya globalizatsiya? Vse stremyatsya otdelit'sya. RSMD. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/kakaya-globalizatsiya-vse-stremyatsya-otdelitsya/. Data obrascheniya 26.06.2020.

16. Naumkin V. V. Chto zhdet Siriyu? RSMD. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/chto-zhdet-siriyu/. Data obrascheniya 26.06.2020.

17. Ot teraktov nikto ne zastrakhovan». Vitalij Naumkin o krakhe islamizma, arabistike i otnosheniyakh sTurtsiej. Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2016/02/25/naumkinmideast/. Data obrascheniya 26.06.2020.

18. «Palestno-izrail'skij konflikt ottesnen na vtoroj plan sobytiyami v Sirii. Real'noe vremya. https://realnoevremya.ru/articles/96177-vitaliy-naumkin-o-svyazi-sirii-s-uregulirovaniem-v-palestine. Data obrascheniya 26.06.2020.

19. Sorok let iskanij arabista. Interv'yu s V. Naumkinym. Izdatel'skij dom «Medina». URL: http://www.idmedina.ru/medina/?240. Data obrascheniya 26.06.2020.

20. Staffan de Mistura: Vitalij Naumkin neobyknovenno ehffektiven kak posrednik v peregovorakh. YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=jwOo1lH4B2s. Data obrascheniya 26.06.2020.

21. Ehksklyuzivnoe interv'yu nauchnogo rukovoditelya Instituta vostokovedeniya RAN Vitaliya Naumkina. Polnaya versiya. NTV.ru. URL: https://www.ntv.ru/video/1815440/. Data obrascheniya 26.06.2020.