En Route to Sibsagar: The Three Capitals of the Ahom Kingdom
Table of contents
Share
Metrics
En Route to Sibsagar: The Three Capitals of the Ahom Kingdom
Annotation
PII
S268684310010401-9-1
DOI
10.18254/S268684310010401-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Aleksandr Stolyarov 
Occupation: Associate Professor, RSUH; Senior Research Fellow, Institute of Oriental Studies, RAS
Affiliation:
Russian State University for the Humanities
Institute of Oriental Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
216-242
Abstract

The article (see the first installment in [Stolyarov, Gazieva, 2019]) describes a travel to Sivasagar and its environments including visits to historical places in which some of the capitals of Ahom kingdom were established in different periods of Ahom history. Among these capitals Charaideo maidams is the earliest, then Garhgaon is described with Kareng-ghar palace, and also Rangpur which is the latest one with many monuments of the 17th and 18th centuries including palaces, temples, and ponds like Talatal-ghar, Rang-ghar, Jagadhatri-doul, etc.

Keywords
Assam, Ahom kingdom, Ahom dynasty, Sivasagar, Charaideo maidams, Garhgaon, Kareng-ghar, Rangpur, Talatal-ghar, Rang-ghar
Received
14.07.2020
Date of publication
31.07.2020
Number of characters
49869
Number of purchasers
7
Views
98
Readers community rating
5.0 (1 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Итак, авторы добрались до Сибсагара и остановились в небольшой и вполне чистой гостинице без особых изысков. Комнаты без окон (вернее, без окон на улицу). Теоретически окно в комнате есть, но оно выходит в коридор типа галереи, а уж из окон галереи видна улица и ровно напротив — куча мусора. Подумалось, что, судя по величине кучи, не убирали его неделю. Все оказалось сложнее: когда мы вышли на улицу, кучи уже не было, но на следующее утро она волшебный образом возвратилась на место.
2 Сибсагар, небольшой городок и центр аграрного дистрикта, расположен на северо-востоке штата Ассам вверх по течению Брахмапутры, примерно в пятнадцати километрах к юго-востоку от нее. Согласно переписи 2011 г., на тот период в городе проживало чуть более 51 тысячи человек.
3 В самом названии города Сибсагар нетрудно угадать санскритское Шивсагар или Шивасагар, что значит «Океан Шивы». Скажем несколько слов об особенностях ассамского произношения. Современные ассамцы используют для письма бенгальский шрифт, добавив в него три «ассамские» буквы для обозначения двух согласных ро и во и сочетания кхьо. Как и бенгальцы, они окают и, кроме того, не видят разницы между б и в, а также между некоторыми шипящими согласными. Так, вместо в они предпочитают произносить б, а буквы c, ш и х произносят, чаще всего, как с. Поэтому на обложках местных путеводителей красуется слово «Сивасагар», а в качестве одного из вариантов происхождения слова «Ассам» предлагается слово «Ахом» — по названию династии, правившей здесь на протяжении шести столетий (с начала XIII по начало XIX в.).
4

Рангпур — ассамская столица новейшего периода

5 Миновав демонстрацию, речь о которой пойдет в следующих главах этого рассказа, мы добрались до ожидавшей нас машины с гидом, одним из немногих сертифицированных гидов Сибсагара по имени Манош Калита (Shri Manash Kalita). Когда друзья познакомили нас с Маношем, мы сказали ему о желании посетить исторические памятники времен Ахомских царей, и гид повез нас в южный пригород Сибсагара — Рангпур, где в XVIII в. находилась столица Ахомского царства и располагался самый большой из ахомских архитектурных памятников — Талатал-гхар, или Рангпурский дворец (Общую карту путешествия см. на Рис. 1). Санскритское слово талатал значит «один из разделов ада», а распространенное во многих новоиндийских языках слово гхар восходит к санскритскому гриха и означает «дом, жилище». Надпись на щите, установленном перед воротами, открывавшими вход на территорию дворца, сообщала, что Талатал-гхар, также известный как Каренг-гхар («царский дворец»), изначально имел семь этажей, три из которых — подземные с двумя секретными туннелями. Один из них имел длину 16 км и был предназначен для бегства в случае вражеского штурма. В настоящее время все подземные этажи опечатаны, поскольку ранее бывали случаи, когда проникшие в них люди терялись в лабиринтообразных переходах.
6

Рис. 1. Карта окрестностей Сибсагара с обозначением трех столиц: поздней в Рангпуре, средней в Гархгаоне и ранней в Чарайдео

7 Между тем, газета «Times of India» в номере, вышедшем в Гувахати, центральном городе Ассама, 21 апреля 2015 г., сообщала о первом георадарном исследовании, проведенном совместно Индийским технологическим институтом, расположенным в Канпуре (штат Уттар Прадеш), и филиалом Археологического управления Индии в Гувахати в двух царских дворцах Сибсагара в течение пяти дней в начале апреля 2015 г. Исследование не выявило существования каких-либо подземных ходов в районе дворцов. Радар подтвердил лишь наличие усиленного фундамента, заложенного на случай возможных землетрясений, что свидетельствовало о предусмотрительности ассамских строителей и их незаурядном мастерстве. Таким образом, писала газета, рассказы о пропавших людях, подземельях и тайных комнатах, хранящих несметные сокровища, оказались ничем иным, как слухами последних десятилетий. Впрочем, геологи и археологи говорят, что это лишь предварительные результаты. Необходимо продолжить изучение этих мест.
8 От ворот со щитом к входу в кирпичной стене, окружавшей Талатал-гхар, шла дорожка, обрамленная кустарниками и цветами, а у ее начала под навесами, охраняя дворец, лежали длинные пушечные стволы, по три с каждой стороны (см. Фото 1). Как и положено средневековым орудиям, они были украшены поясками, орнаментами и надписями. Орнамент у некоторых орудий ближе к жерлу мог принимать зооморфные очертания: в них могла угадываться голова некоего водного чудища, «макары» — то ли речного дракона, то ли крокодила.
9

Фото 1 a. Пушки у входа в Талатал-гхар (фото автора)

10

Фото 1 б. Пушки у входа в Талатал-гхар (фото автора)

11

Фото 1 в. Пушки у входа в Талатал-гхар (фото автора)

12 Войдя, наконец, на территорию дворцового комплекса, мы оказались перед огромным и сложным сооружением из красного кирпича, некоторые части которого тянулись с запада на восток, а некоторые — с юга на север (см. Фото 2).
13

Фото 2 а. Вид на Талатал-гхар с юга и с востока (фото автора)

14

Фото 2 б. Вид на Талатал-гхар с юга и с востока (фото автора)

15 Как утверждалось на щите перед воротами, Талатал-гхар был сооружен в годы правления Сваргадео (от санскритского сварга-дева — «небесный господин», царский титул) Сукхрунгпха, известного также под именем Рудра Сингха (1696–1714), при котором Ахомское царство достигло зенита мощи и славы.
16 В настоящее время от четырех этажей осталось только два и часть третьего. По всей видимости, он, так же, как и четвертый, был сделан из бамбука и дерева и по естественным причинам не мог сохраниться надолго. Самый нижний этаж представлял собой галерею из больших помещений примерно одинакового размера, прорезанных посредине длинным коридором. Здесь располагались конюшни и кладовые, жила челядь (см. Фото 3).
17

Фото 3. Коридор нижнего этажа Талатал-гхара (фото автора)

18 Толщина кирпичной кладки нижнего яруса — больше метра, верхних — менее или около метра. Кирпичи клались на оригинальный раствор, основу которого составляли клейкий рис и лебединые яйца.
19 Верхние этажи, в особенности не сохранившиеся деревянные, предназначались для правителя и его семьи. Наружные стены второго этажа украшены терракотовыми орнаментами и относительно крупными стелами, изображавшими сцены из жизни богов (см. Фото 4). Сохранность их плохая, терракота почти полностью осыпалась, и установить, что же именно изображено на стеле, чаще всего, не удается.
20

Фото 4 а. Терракотовые фризы, украшавшие дворец (фото автора)

21

Фото 4 б. Терракотовые фризы, украшавшие дворец (фото автора)

22 Внутри помещений, по большей части, ничего нет, остались лишь оштукатуренные стены терракотового цвета, иногда оживлявшиеся прямоугольными и аркообразными углублениями, а также зелеными разводами плесени. Окон во внутренних помещениях тоже не было. В одном месте находилась зала с арками, выходящими наружу; ее противоположную стену украшали изящно выполненные углубления с арочными навершиями, скорее всего, для скульптур богов, для светильников, а может быть, и для хозяйственной утвари (см. Фото 5).
23 В какой–то момент нас нагнала группа местных посетителей музея. (Манош уверял, что они не кто иные как потомки правящей династии). Мы отвлеклись от осмотра и попросили разрешения их сфотографировать, на что потомки охотно согласились (см. Фото 5).
24

Фото 5 а. Зала с арками (фото автора)

25

Фото 5 б. Потомки правящей династии Талатал-гхара (фото автора)

26 Ахомы или таи-ахомы — этнические тайцы, пришедшие в Ассам восемь столетий назад, в самом начале XIII в. из исторической области Шан1, она же — страна Монг Мао2, и основавшие в долине Брахмапутры независимое государство. На всех изображениях, имеющих, впрочем, позднее происхождение, ахомские правители, их придворные и воины одеты в традиционную тайскую одежду: халаты, панцири, круглые конусообразные шапки.
1. Шан — территория на границе Мьянмы (Бирмы) и китайской провинции Юньнань.

2. Монг Мао — конфедерация мелких княжеств или вождеств, существовавшая в период между 560 и 1604 гг. на обширной территории, охватывавшей части китайской провинции Юньнань, Мьянмы, индийских штатов Ассам, Аруначал Прадеш и др., население которой говорило преимущественно на таи-кадайских языках.
27 Ученые, издающие объемное исследование «Народ Индии», выходящее серийно начиная с 1992 г., утверждают, что в Ассаме проживает не менее 115 этнических групп. Благодаря многообразию этнических и лингвистических групп, постоянно идущему процессу их смешения и переплетения, штат часто называют «Индией в миниатюре».
28 Ахомский язык был придворным языком ахомских правителей, но уже больше двух веков не употребяется и относится к категории вымерших. Почти половина населения штата — больше 48 % — говорит на ассамском языке. В колониальное время и в период независимости многие из ахомов вносили немалую лепту в формирование ассамской культуры. К ним, в частности, относился Кришна Канта Хандики (1898–1982) — санскритолог, индолог, просветитель и филантроп. Кришна обучался в Оксфорде, Сорбонне, Берлине, был полиглотом: знал пять индийских и восемь европейских языков, включая русский, стал основателем и первым вице-канцлером Университета Гаухати (1948–1957). В библиотеке Университета хранится принадлежавший ему книжный шкаф, заполненный литературой на русском языке; в Гаухати есть открытый университет, названный его именем. Кстати, нынешний вице–канцлер Университета Гаухати также носит фамилию Хандики. Из современных деятелей Индии известен Ранджан Гогои, с 2019 г. член Раджья сабхи — верхней палаты Парламента Индии, Верховный судья Индии в 2018–2019 гг., одобривший строительство храма Раме в священном городе Айодхья на месте разрушенной мечети Бабри. По линии матери он ведет происхождение от Пурандара Сингхи, последнего, 41-го ахомского правителя (1833–1838). Младший брат Ранджана, Анджан Гогои — маршал авиации индийских ВВС.
29 Среди составных частей Талатал-гхара обращают на себя внимание огромные каменные террасы, лежащие поверх помещений первого этажа. Над ними, очевидно, возводились шатры или легкие постройки из бамбука и дерева. Напротив южной стены дворца через террасу видны остатки отдельно стоящего небольшого помещения. Поговаривают, что это покои царицы, где она должна была оставаться на время возможной немилости господина (см. Фото 6).
30

Фото 6. Остатки покоев царицы (фото автора)

31 В северо-восточном углу Талатал-гхара располагается изящный восьмигранный храм–молельня. Внутри в стенах фигурные ниши для изображений богов и углубления для деревянных потолочных перекрытий. На стенах — зеленые следы плесени (см. Фото 7).
32

Фото 7 а. Вид молельни снаружи (фото автора)

33

Фото 7 б. Вид молельни снаружи (фото автора)

34

Фото 7 в. Вид молельни внутри (фото автора)

35

Развлекательный корабль Ранг-гхар

36 Примерно в полукилометре к западу от Талатал–гхара, через дорогу, ведущую от Сибсагара на юг, известную также как Ассамская магистральная дорога (или «Колесный путь») (Assam Trunk Road), часть Великого колесного пути, стоит большой двухэтажный павильон из красного кирпича, состоящий из сквозных арок, общими очертаниями напоминающий перевернутый корабль. Это Ранг-гхар — «дом игр, развлечений». Его называют самым древним из сохранившихся в Азии амфитеатров. Впервые его возвел Сваргадео Рудра Сингха одновременно с Талатал-гхаром, но тогда он был выстроен из бамбука и дерева. Кирпичным он стал ближе к середине XVIII в., при Сваргадео Прамате Сингхе (1744–1751), младшем сыне Рудры Сингха. Ранг-гхар использовался как царский спортивный и увеселительный павильон. За ним простиралась огромная поляна, напоминающая гигантский амфитеатр, где устраивались буйволиные, петушиные и слоновьи бои, соревнования в борьбе и другие состязания, за которыми, расположившись под аркадой бельэтажа, наблюдали государь с придворными. Изнутри стены царского павильона были обработаны специальным раствором, позволявшим сохранять прохладу в жаркие дни.
37 И в наши дни Ранг-гхар пользуется большой популярностью как место отдыха жителей Сибсагара. Ворота, открывающие вход на его территорию, охраняют драконы, лишь отдаленно напоминающие крылатых львов, символ ахомской династии (см. Фото 8).
38

Фото 8. Ранг-гхар: вид от ворот (фото автора)

39

Печальная доля Джагадхатри-доула3

3. Слово доул, дол — на ассамском языке значит «место, деревня». Сейчас оно употребляется для обозначения храма или святого места.
40 От царской резиденции Манош провез нас километра два или три на юг к храму на берегу искусственного водоема, по преданию, вырытому по приказу Пхулешвари Конвари, первой жены Сваргадео Сиба Сингхи (1714–1744), старшего сына Рудра Сингхи, в память о брате, служившим первым министром ее двора. Поэтому водоем и носит название «Борпатро пукхури» («Пруд премьер-министра»). Как и многие водные резервуары в Сибсагаре и его окрестностях, пруд имеет форму правильного прямоугольника, близкого к квадрату. Небольшой храм богине Джагадхатри (местный вариант Дурги) стоит на его западной стороне. Уже много лет, судя по сильно стертому тексту на щите у входа, восточная часть южной стороны храма украшена строительными лесами из бамбука. Благоразумно выполненный из бетона шит сообщает, что срок окончания очистительно-восстановительных работ — 2014–2015 гг. Снимок сделан 14 января 2019 г. (см. Фото 9).
41

Фото 9 а. Джагадхатри доул (фото автора)

42

Фото 9 б. Джагадхатри доул (фото автора)

43 Как бы в противовес этому, популярная среди ассамцев газета «Сентинел» опубликовала в 2016–2017 гг. целый ряд заметок, сообщавших о бедственном состоянии памятника и равнодушии властей. Так, в заметке от 3 мая 2017 г. рассказывалось, как активисты из Сибсагарского отделения Общества по охране окружающей среды расчистили территорию вокруг Джагадхатри-доул, выкорчевали деревья и кустарники, выросшие на стенах и крыше храма. Говорилось также о непреходящей ценности барельефов, размещенных на стенах храма, о том, что они разрушаются и что храм пропадает и как великолепный памятник архитектуры и искусства, и как туристический объект.
44 За более чем полтора года, прошедшие между этой публикацией и нашим посещением храма в январе 2019 г., мало что изменилось. Строительные леса по-прежнему подпирают храм, а стены и крыша густо поросли новыми деревьями и кустарниками (см. Фото 10).
45

Фото 10. Растительность, выросшая на шикхаре храма (фото автора)

46 Тем не менее именно к этому храму привез нас Манош в самом начале путешествия по памятникам Ахомского царства. Выстроенный также по приказу Пхулешвари Конвари в соответствии с правилами архитектуры нагара (или североиндийской), он, как видно по фотографии, состоит всего из двух частей: небольшой шикхары4 c четырехъярусной амалакой5, на которой успели вырасти деревья, и совсем скромной закрытой мандапы6, похожей на кирпичный сарай под плоской двускатной крышей, вход в которую расположен не с торца, как обычно, а c южной стороны. Основное же сооружение, заключавшее гарбхагриху, — святая святых, находившаяся под шикхарой, была построена по типу ратха (скр.: «часть», здесь: «грань») и снаружи имела вид саптаратха («семь граней»), как и большинство индуистских храмов в окрестностях Сибсагара.
4. Шикхара (скр. «горная вершина») — пирамидальная башня, возвышающаяся над гарбхагрихой (скр.: «дом, вместилище зародыша») — святая святых храма, в которой установлен алтарь с главными мурти (скр.. «проявление») — статуей или изображением определенной формы бога, дэвы или святого.

5. Амалака — каменный диск обычно с ребрами по краю, расположенный на вершине главной башни храма. Согласно древнему толкованию, Амалака символизирует плод лотоса и является обозначением символического местопребывания божества под ним. В другой интерпретации Амалака символизирует солнце, понимаемое как врата на небеса.

6. Мандапа в индусском храме — это похожая на крыльцо конструкция, ведущая в храм через пышно украшенные ворота (гопурам). Она используется для религиозных танцев и исполнения музыки, а также является частью основного здания храма. Большой храм состоит более чем из одной мандапы, каждая из которых используется по разным назначениям и получает соответствующую своей функции название.
47 Снаружи стены храма украшены великолепными образцами ахомской скульптуры. Они представляют собой достаточно крупные барельефы и горельефы, высеченные из темно-серого камня, расположенные на уровне человеческого роста и изображающие в основном различных индуистских богов: Сурью7 в колеснице, запряженной семеркой коней, Картикею, или Сканду8, восседающего на павлине, четырехголового Брахму9 на гусе (или лебеде), Камадеву10 на попугае, и множество других. Следует отметить хорошую проработанность деталей там, где они сохранились (см. Фото 11).
7. Сурья, бог Солнца в индуизме, в ведийский период — одно из трех главных божеств, наряду с Индрой и Агни, в постведийский период часто отождествляется с Вишну; известен под многими другими именами и сопровождается другими эпитетами. Вахана (ездовое животное) — семерка коней или семиголовый конь.

8. Картикея — бог победы и Кундалини — йогической энергии, сосредоточенной в основании позвоночника человека; бог войны и предводитель войска богов, также бог воров, сын Шивы и Парвати, брат Ганеши, по другой версии — сын Агни и Свахи. Другие имена: Сканда, Кумара, Муруган, Шаравана, Махасена. Изображается в виде одноголового или шестиголового (в зависимости от района и художника) юноши, держащего в руках божественное копье, меч, дротик, палицу и проч. Вахана — павлин.

9. Брахма — бог творения. Наряду с Вишну и Шивой, один из богов Тримурти («три лика») — триады, объединяющей трех главных божеств индуистского в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана. Изображенный отдельно, Брахма чаще всего имеет четыре головы, четыре лика, олицетворяющие четыре веды, и четыре руки, олицетворяющие четыре стороны света. Вдобавок к этому, задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука — эго, а передняя левая рука — самоуверенность. Вахана — гусь или лебедь, символизирующий милость и способность отличать плохое от хорошего.

10. Камадева («чувственное удовольствие, вожделение, страсть») — бог любви и чувственного влечения. Другие имена: Мадана (Madana; Опьяняющий любовью); Манматха (Manmatha; Волнующий ум); Мара (Mara; Ранящий); Прадьюмна (Pradyumna; Всепокоряющий); Ананга (Ananga; или Бестелесный). Изображается в виде прекрасного юноши с кожей зеленого цвета, держащего в руках лук из сахарного тростника и пять стрел из цветов. Вахана — попугай по имени Сукха, символизирует правду, поскольку попугай дословно повторяет то, что услышал.
48

Фото 11 а. Сурья (фото автора)

49

Фото 11 б. Катрттикея (фото автора)

50

Фото 11 в. Брахма (фото автора)

51

Фото 11 г. Кама (?) (фото автора)

52 Надо иметь в виду, что иконографический канон допускает иногда очень большую долю вариативности и что Ассам во все времена находился на периферии индуистского мира, где он постоянно и активно смыкался — и по настоящее время смыкается — с местными мифами, традициями и верованиями. На отход от правил могли влиять и относительно слабая информированность скульпторов-изготовителей, и воздействие местных мифов и легенд, и многие другие детали. На фотографиях хорошо различимы ваханы — ездовые птицы — павлин, гусь и попугай. На гусе, как и положено, восседает четырехголовый и четырехрукий Брахма, слева от него на павлине — двурукий Картикея с мечом и дротиком, а справа от Брахмы, на попугае, — похоже, тот же Картикея, правда, четырехрукий, с мечом, дротиком и палицей, но никак не Камадева с луком из сахарного тростника и стрелами из цветов, как полагается по канону.
53 Наше внимание привлекли три барельефа, которые хотелось бы рассмотреть как группу (см. Фото 12). На центральном барельефе изображен, судя по атрибутам, Индра — у него одна голова и две руки. В правой руке он держит ваджру (скр.: «громовая молния») — мощное божественное оружие, соединяющее в себе свойства меча, булавы и копья, а в левой — клинок с шипом на конце, как у багра. Под ним слон Айраватха, небесный предок всех индийских слонов, с четырьмя бивнями и, возможно, семью хоботами. Сзади Индры на слоне восседает его супруга — «бесконечно прекрасная» Шачи11. Еще две фигуры на этом изображении стоят по бокам слева и справа: за и перед Айраватхой. Фигура слева — видимо, служанка Шачи с опахалом, а фигура справа плохо сохранилась, и непонятно, что именно изображено: пронзает ее бивнями Айраватха или это удерживающий его слуга. Слева и справа от изображения Индры на слоне размещены два одинаковых изображения стоящего четырехрукого бога. Две руки его опущены вдоль тела, в левой он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, а в правой — цветок лотоса, две других руки подняты вверх, в левой он держит молитвенные четки, а в правой — непонятный продолговатый предмет, напоминающий сосуд. Это атрибуты Брахмы, который в отличие от большинства других индуистских божеств, не держит в руках оружие. Сложно сказать, насколько все три изображения связаны между собой и в чем заключается эта связь, притом что обычно Брахма не самое популярное божество индуистского пантеона.
11. Шачи (скр. «мощь, помощь») — богиня ревности и гнева. Другие имена: Индра́ни («царевна Индры»), Аи́ндри, Махе́ндри и Пуло́ми. Дочь асуры (разновидность низших божеств) Пуломана, убитого Индрой. Считается одной из семи матрик (богинь-матерей). Описывается как прекрасная девушка с тысячью очей. Ассоциируется со львами и слонами.
54

Фото 12. Группа из трех барельефов. В центральном — Индра (фото автора)

55 Некоторые изображения трудно атрибуировать из-за необычности как их самих, так и атрибутов божеств или их сочетаний. Вот, например: божество восседает на плечах человека (см. Фото 13). У него две руки: в правой он держит нечто, похожее на бутон лотоса, в левой — нечто, напоминающее лопатку или черпак. Черпак и лотос — атрибуты Брахмы. Но вахана Брахмы — гусь или лебедь. Человек может быть ваханой Дакши12. Но в индуистской традиции Дакша обычно изображается с козлиной головой, так как его собственная была снесена Рудрой13.
12. Дакша (скр. «ловкий, способный») — ведийский и индуистский бог. С Дакшей связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, подчеркивающих его участие в творении, его роль прародителя. Наиболее известный миф излагает историю жертвоприношения Дакши: во искупление греха владыка созданий Дакша на вершине горы Химават (или у истоков Ганги) устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (одна из форм Шивы, персонификация гнева и ярости); разгневанный Рудра в облике Вирабхадры (одно из позднейших индийских божеств, сопутствующих Шиве, олицетворение воинственной ярости) пронзает жертву стрелой, после чего нападает на богов, наносит им увечья и в конце сносит голову Дакше. Найти ее нигде не могут и приставляют Дакше козлиную голову, с которой он обычно и представлен в иконографии индуизма.

13. Рудра (скр.: «яростный, ревущий, красный») — ведийское божество и одна из форм индуистского бога Шивы, связанная со смертью, охотой, грозой, ветром, бурей, исцелением, воплощение гнева и ярости. В Ведах Рудра считался приносящим болезни, а также тем, кто излечивал от них: к нему обращались с молитвами о здоровье. Индуистский Рудра изображался в виде охотника, одетого в звериные шкуры, с черными волосами, стянутыми в узел. В этом облике он путешествовал по миру, охотился в лесах с помощью лука и черных стрел. Женой Рудры была Сати, дочь властелина всех созданий Дакши. Сати безумно любила своего мужа и даже принесла себя в жертву, узнав, что при дележе жертв Рудре не выделили ничего.
56

Фото 13. Вахана — человек (фото автора)

57 Еще одно четырехрукое божество изображалось стоящим на коленях на спине крылатого льва — грифона, символа Ахомской династии. Почти такое же изображение льва, но без крыльев и с более сглаженными чертами есть на другом барельефе, при этом божество сидит на нем верхом и, судя по прическе, это богиня (см. Фото 14). У нее две руки, а лик утрачен. В левой руке богиня держит примерно такой же клинок с шипом на конце (скипетр?), что и Индра; атрибут в правой руке утрачен. Очень осторожно можно предположить, что это богиня Джагадхатри, которой посвящен храм. Что же касается божества, стоящего на коленях на спине грифона, — трудно определить его с уверенностью. Трудность идентификации зачастую осложняется и тем, что скульпторы, высекавшие лики богов, работали, скорее всего, по одному шаблону, поскольку все божества похожи друг на друга.
58

Фото 14 а. Богиня Джагадхатри (фото автора)

59

Фото 14 б. Богиня Джагадхатри (фото автора)

60 По большей части изображения статичны, торс развернут к зрителю, как на постановочной фотографии или древнеегипетском рельефе, но некоторые полны экспрессии, как, например, Дурга14 в момент, когда она поражает демона Махиши или Махишасуру, способного принимать облик и человека, и буйвола (см. Фото 15).
14. Дурга («туднодоступная, устрашающая»), другие имена: Ади Парашакти, Сати, Парвати, Амбика, Каушики, Махакали, Бхагавати, список далеко не полон, — одна из самых популярных богинь в индуизме; почитается также в буддизме, джайнизме и сикхизме. Богиня войны, воинственная форма Парвати, супруги Шивы, выступающая против сил зла за поддержание мирового порядка — Дхармы. Свирепая форма Богини-матери. Изображается многорукой (от восьми до восемнадцати рук), чаще всего находящейся в процессе борьбы с демоном Махишасурой, оставаясь при этом с ясным и полным умиротворения ликом, восседающей на тигрольве Давоне или Гдоне, подаренном ей богами в качестве помощника в битвах, по другой версии — ее отцом Химаватом.
61

Фото 15. Дурга (фото автора)

62 Рассказывая о храме, Манош увлеченно комментировал барельефы, разъясняя значение и иконографические детали некоторых персонажей.
63 Мы заглянули внутрь мандапы, но не нашли там ничего, кроме строительного мусора. Бросив последний взгляд на храм, продолжили экскурсию и поехали назад, на север — в направлении Талатал-гхара и Ранг-гхара (см. Фото 16).
64

Фото 16 а. Вид на Борпатро пукхури из мандапы (фото автора)

65

Фото 16 б. Вид на Борпатро пукхури из мандапы (фото автора)

66

Древний «хай-тек» водоемов Ахомского царства

67 На подъезде к ним, примерно в полукилометре, есть большой пруд, называемый Джойсагар. Как утверждают, это самый большой искусственный водоем в Индии, во всяком случае в Ассаме (см. Фото 17). Пруд был вырыт по приказанию все того же Рудра Сингха в память о матери, принцессе Джоймоти Конвари, замученной на этом месте преследователями ее мужа, принца Гадапани, бежавшего по ее настоянию в горы Нага к дружественным правителям народа нага. То был период междинастийной борьбы, когда за неполные 12 лет, с 1670 по 1681 г., на ахомском престоле сменилось семь правителей из различных кланов ахомской династии. При этом двое из них, в том числе и отец принца Гадапани, правили не более двадцати дней. В конце концов поддержка воинственных нагов решила исход борьбы. К власти пришел клан Тунгкхунгиа во главе с принцем Гадапани, взошедшим на трон под тайским именем Сваргадео Супаатпха, или Супаатфа и под индусским Гададхар Сингха и царствовавшим 15 лет с 1681 по 1696 г.
68

Фото 17. Вид на Джойсагар-пукхури (фото автора)

69 Пока мы ехали вдоль берега Джойсагара, Манош поведал, что Рудра Сингха приказал установить в центре водоема столб особой формы, чтобы регулировать уровень воды. Как оказалось, это было достижение не одного только Рудры Сингхи: многие ахомские правители известны сооружением водоемов. Искусственные пруды, сохранившиеся в районе Сивасагара и соседних с ним дистриктах, представляли собой сложные инженерные сооружения. Обычно они располагались выше уровня окружающей местности, их берега специальным способом укреплялись, а уровень воды и ее качество поддерживались при помощи разных ухищрений. И конечно же, сооружение водоема не могло не сопровождаться многолюдным ритуалом, совершаемым массой жрецов с принесением множества жертв. Согласно поверью, если священников было больше ста, то водоем назывался сагар (скр. «океан»), а если меньше, то пукхури («искусственный водоем»). В дно водоема в центре устанавливался нагмари — столб из отполированного салового дерева15, обвитого змеем — нагой, или же выполненного в форме змея. Столб устанавливался в центр медного круга, а в основание его помещалась смесь из ртути и угля, таким образом с помощью нагмари регулировался уровень воды в водоеме и ее чистота16.
15. Дерево сал, или шорея исполинская — одно из священных деревьев Индии. Обладает твердой крупнозернистой древесиной. Она прочная и смолистая, используется в строительстве, но не подходит для резьбы и полировки. Слово сал возводят к санскритскому шала — «жилище». В индуистской традиции считается излюбленным деревом Вишну. В древних источниках его часто путают с деревом ашока.

16. Chapter VI. Architectural Technology. Shodhganga. URL: >>>> (дата обращения 14.05.2020).
70 По разным оценкам ранее в окрестностях Сибсагара насчитывалось около трех сотен искусственных водоемов. Сейчас их список состоит из где-то 90 названий. Джойсагар — самый крупный из них17.
17. Water Culture of the Ahoms: With Special Reference to the Sivasagar District. Social Research Foundation. URL: >>>> (дата обращения 20.04.2020).
71 На щите, стоявшем на берегу Джойсагара, было указано, что водоем вырыли за 45 дней в 1697 г. в правление Рудра Сингхи. Можно представить, как все эти полтора месяца в месте сооружения водоема толпилось больше сотни брахманов и толпы паломников и местных жителей, воскурялись благовония, совершались жертвоприношения и пелись гимны. И все это во время строительства!
72 Подъехав к юго-восточному углу Джойсагара, мы остановились перед воротами оригинальной (ахомской?) формы с надписью «Парк Рудра Сингхи» (см. Фото 18). На цилиндрических колоннах лежала длинная массивная балка с навершием, напоминающим храмовую амалаку. По бокам балки возлежали крылатые львы в напряженной позе, с пастями устремленными в небо, а за их шипастыми хвостами, извиваясь, как змеи, вздымались хоботы слонообразных чудищ. Ощущение жутковатое.
73

Фото 18. Ворота перед входом в парк Рудра Сингхи (фото автора)

74 Ворота стояли на самом берегу Джойсагара, через дорогу, как отдельно стоящее сооружение, отгораживая пространство Джойсагара от пространства за ними лишь символически. Роль стены выполняли стоящие в ряд деревья и кустарники; местность за ними выглядела пустынной.
75

Несанкционированное посещение Гханашьям-хауса

76 Широкая тропинка от ворот действительно шла вниз, опускаясь метра на три-четыре и ведя к каменному мосту, перекинутому через еще один небольшой водоем, больше напоминающий болото, густо заросшее буйной травой. Через болото перекинут мост, выглядящий довольно ветхим. Сразу за мостом начиналась территория, огороженная металлической сеткой, повешенной на невысокие столбики; правее — покосившийся крутящийся турникет, закрытый на ржавый замок. Впрочем, пройти к турникету можно было, спустившись по тропинке неподалеку от ворот и пройдя прямо к нему по берегу заросшего водоема. Попасть за турникет очень хотелось: за ним манила к себе аккуратно подстриженная лужайка, на которой стояли два словно бы кукольных домика, один чуть побольше и поигривее, другой поменьше и попроще. И никого вокруг. Место, однако, было посещаемым: кто-то предусмотрительно оставил с обеих сторон турникета два потрепанных, но крепких стула, так что преодолеть преграду оказалось делом несложным. Манош пролез первым, тем самым показывая, что мы вроде ничего и не нарушаем (см. Фото 19).
77

Фото 19 а. Мост через заросший водоем (фото автора)

78

Фото 19 б. Вид на Гханашьям-хаус (фото автора)

79 Место, куда привез нас Манош, называлось Гханашьям-хаус, он же храм, известный как Наати Гхосаи Доул (см. Фото 20). Построен хаус был в то же время, что и Джойсагар, в правление Рудра Сингхи, и назван так в знак признания заслуг зодчего Гханашьяма Кханикара, приглашенного из Куч-Бехара18 и назначенного главным архитектором. По другой версии, после того как Гханашьям воздвиг группу храмов в районе Джойсагара, его отпустили на родину, но тут же схватили за то, что он тайком вывез карту Рангпура, новой столицы Ахомского царства. Зодчего приговорили к пожизненному заключению, отбывая которое, он и создал этот храм.
18. Куч-Бехар — небольшое княжество в предгорьях Гималаев, существовавшее с 1586 по 1949 гг. В настоящее время это дистрикт Куч–Бихар на севере штата Западная Бенгалия. Столица — город Куч-Бихар.
80

Фото 20 а. Вид на Гханашьям-хаус (Наати Гхоса Доул) (фото автора)

81

Фото 20 б. Вид на Бходж-гхар (фото автора)

82 Внешне Гханашьям-хаус существенно отличается от сибсагарских храмов Ахомского царства — прежде всего, своей скатной дугообразной крышей. В Бенгалии скатный стиль кровли назывался чала. В архитектуре храма заметно могольское влияние (см., например, [Потабенко, 2019]). Похожие храмы, относящиеся к XVII–XVIII вв., сохранились в ряде мест как в Бангладеш, так и в Западной Бенгалии. Так, город Вишнупур, расположенный далеко от Сибсагара, в дистрикте Банкура, на юго-западе штата Западная Бенгалия, знаменит многими храмами, сделанными из кирпича, фасады которых, покрытые терракотовыми орнаментами, очень напоминают фасад Гханашьям-хауса — с тремя арками и колоннами. Правда, размеры вишнупурских храмов позволяли расположить по углам их крыш башенки с островерхими куполами-шпилями, а Гханашьям-хаус, видимо, ввиду своей миниатюрности, остался без них.
83 Вблизи оказалось, что терракота на фасаде храма подверглась значительным утратам, в особенности над центральной аркой (см. Фото 21). И все же наблюдатель может разобрать сюжеты: крыши города с жителями в домах, лианы, вьющиеся над домами, обезьяны, скачущих по ним, а в центре композиции — многоголовую и многорукую фигуру, по-видимому, царя ракшасов Равану, к которому на судне подгребают по волнам обезьяны. Скорее всего, изображен эпизод из шестой книги «Рамаяны», известной как «Юддха канда» («Книга о битве»), или «Ланка канда» («Книга о Ланке»), когда обезьянье войско Рамы переправилось на остров Ланку и достигло одноименной столицы царства ракшасов. Получается, что храм вишнуитский, как и многие храмы в окрýге. По бокам фасада тянется поясок ярких терракотовых изразцов, смыкающихся под дугообразной крышей. На изразцах изображены те же боги, что и на храме богини Джагадхатри — двурукие, многорукие, на ваханах и без них. Впрочем, из-за их малого размера разглядеть манеру изображения и степень тщательности исполнения сложно. Ряды таких же изразцов украшают боковые и заднюю стены храма. Но гораздо больше изразцов с орнаментами в виде разнообразных розеток. Пояски их тянутся не только вдоль фасада, но и по бокам, и с задней стороны храма. Поэтому, несмотря на утраты, храм смотрится радостно, нарядно.
84

Фото 21 а. Терракотовые рельефы на фасаде Гханашьям-хауса (фото автора)

85

Фото 21 б. Поясок терракотовых изразцов (фото автора)

86 Стоящий рядом с Гханашьям-хаусом Бходж-гхар, или кухня выглядит скромнее: фасад украшен лишь нишами для возможных вставок. Справа от обоих зданий, если смотреть с севера, виднеется законсервированный фундамент еще одного сооружения. Возможно, это был еще один храм. В таком случае, первоначальная композиция могла состоять из двух храмов и кухни за ними, но так ли было на самом деле, сказать трудно.
87 Однако и в этом виде Гханашьям-хаус можно считать маленьким архитектурным шедевром. Оба здания выглядят забавно и весело: клонятся в разные стороны, как три знаменитых сооружения на пизанском «Поле чудес» — Piazza dei miracoli, хотя если смотреть по отдельности, каждое из них твердо стоит на земле (впрочем, и Пизанская башня пока, к счастью, не торопится падать; см. Фото 22).
88

Фото 22. Гханашьям-хаус: вид на архитектурный комплекс (фото автора)

89

Дворцовая жизнь Джойдола

90 Солнце заметно клонилось к закату, когда мы подъехали к храму, стоявшему на противоположном от Гханашьям-гхара берегу водоема Джойсагар.
91 Храмы Сибсагара вообще отличаются пропорциональностью, но этот оказался, пожалуй, самым пропорциональным из всех. Сооружение известно как храм Кесаванараян (Вишну), или Джойдол (см. Фото 23), и был выстроен по приказу Рудра Сингхи в память о его матери, Джоймоти Конвари. Строительство его началось в 1698 г. и длилось два года.
92

Фото 23. Храм Кесаванараян, или Джойдол (фото автора)

93 Устройство храма так же просто, как и архитектура Джагадхатри-доула: шикхара да мандапа, перед входом в которую выстроен навес для продажи подношений и защиты прихожан от солнца в дни праздников, выполнявший функции ардха-мандапы или полу-мандапы. Зато наружное убранство гораздо богаче.
94 Так же, как и храм Джагадхатри, Кесаванараян выстроен в стиле саптаратха (скр.: «семь граней»), в соответствии с традициями средневековой индийской архитектуры, но в отличие от первого, не из кирпича, а из камня, отчего в лучах вечернего солнца кажется серовато-коричневатым. Наружные грани выглядят как квадратные колонны, встроенные в стену храма и выступающие из нее. На них через одну поставлены квадратные башенки с пирамидальными куполами. Снаружи все плоскости храма обвиты горизонтальными поясами, в основном с изображениями богов, правителей, светских сцен. Таких поясов насчитывалось не меньше шести, если не считать пространства между ними, также украшенного растительным орнаментом, и медальонов на квадратных башенках под пирамидальными куполами. Лучше всего можно разглядеть три нижних пояса. Самый нижний, расположенный у основания, содержит только растительный орнамент (см. Фото 24).
95

Фото 24 а. Грани храма Кесаванараян: внешний вид (фото автора)

96

Фото 24 б. Грани храма Кесаванараян: два нижних пояса украшений (фото автора)

97 Над нижним регистром размещается пояс с изображениями животных, со сценами охоты, с изображениями караванов. Некоторые сцены изображали царский выезд в колеснице, другие — дворцовую жизнь, возможно, танцы. Изображения сильно повреждены: от многих сохранились лишь силуэты. Сцены охоты экспрессивны, выразительны и изображения караванов (см. Фото 25).
98

Фото 25 а. Охота (фото автора)

99

Фото 25 б. Караван (фото автора)

100 Третий снизу фриз преимущественно изображает богов. Он самый крупный и расположен примерно на уровне человеческого роста. Большинство богов изображено без вахан, чаще всего стоя. Например, имеется несколько изображений стоящего Брахмы. На одном из них он стоит, держа в задних руках цветок лотоса и четки, передние же руки молитвенно сложены у груди, а скипетр и предмет, похожий на сосуд, зажаты в локтевых сгибах (см. Фото 26). Странно, правда?
101 Любопытно наполовину утраченное изображение Матсьи — первой и древнейшей из десяти аватар Вишну. Получеловек-полурыба держит в четырех руках атрибуты, похожие на атрибуты Брахмы: можно различить четки, лотос, скипетр и что-то, напоминающее сосуд (см. Фото 26).
102 В другом месте изображен выезд государя — на коне, под зонтиком, с опахалом (см. Фото 26). Может быть, это Рама?
103 Также вполне по-светски и по-земному выглядит фигура женщины, поправляющей на голове тонкую накидку (см. Фото 26).
104

Фото 26 а. Брахма (фото автора)

105

Фото 26 б. Матсья (фото автора)

106

Фото 26 в. Государь на коне (фото автора)

107

Фото 26 г. Фигура женщины (фото автора)

108 Манера, в которой выполнены изображения и орнаменты Джойдола, отличается от Джагадхатри-доула большей тщательностью и проработанностью деталей.
109 Когда мы закончили внешний обход храма, он оказался закрыт и внутрь мы не попали. На осмотр верхних поясов, змейкой тянувшихся по граням, не оставалось времени. Противоположный берег Джойсагара погружался во тьму (см. Фото 27).
110

Фото 27 а. Верхние пояса украшений Джойдола (фото автора)

111

Фото 27 б. Противоположный берег Джойсагара (фото автора)

112

Толстые стены Гархгаона: средней столицы Ахомского царства

113 Рано утром следующего дня Манош уже ждал нас. Мы направились по восточной дороге, ехали с остановками, тем не менее минут через сорок остановились у забора, за которым возвышалось величественное здание, внешними очертаниями напоминавшее щусевский мавзолей Ленина на Красной площади, только гораздо крупнее.
114 То был еще один царский дворец, Каренг-гхар, известный также как гархгаонский дворец (см. Фото 28), расположенный в Гархгаоне, бывшей столице Ахомского царства, до того как она была перенесена на новое место, в район Талатал-гхара и Ранг-гхара. Сейчас от всей столицы сохранилось только одно здание. Сама столица была основана ахомским правителем Сукленмунгом (1539–1552), который и выстроил здесь дворец из камня и дерева. С приходом к власти клана Тунгкхунгиа и воцарением Супаатпха, известного также как Гададхар Сингха (1681–1696), столица была перенесена в Рангпур, на территорию современного Сибсагара. Тем не менее Каренг-гхар не забыли. Именно сюда якобы тянулся легендарный шестнадцатикилометровый туннель из Талатал-гхара, нового дворца, построенного Рудрой Сингхой. При Сиве Сингхе (1714–1744), сыне Рудры Сингхи, гархгаонский дворец обнесли пятикилометровой кирпичной стеной, а при Раджешваре Сингхе (1751–1769), четвертом сыне Рудры Сингхи, старое здание дворца разобрали и выстроили новое из кирпича. Это произошло примерно в 1752 г.
115

Фото 28. Каренг-гхар, внешний вид (фото автора)

116 При входе внутрь, как и в Талатал-гхаре, поражает толщина стен первого этажа (см. Фото 29).
117

Фото 29 а. Наружная галерея Каренг-гхара (фото автора)

118

Фото 29 б. Массивные стены первого этажа (фото автора)

119 В большинстве описаний Каренг-гхара утверждается, что он, так же, как и Талатал-гхар, имеет семь этажей, из которых три находятся под землей, а четыре на поверхности, однако никаких подробностей о подземных этажах не сообщается, а четвертый этаж не сохранился — остались только площадка и основания стен. Возможно, там размещалась стража.
120 В целом дворец производил впечатление более светлого и «сквозистого», нежели Талатал-гхар. Этому способствовали, в частности, сводчатые комнаты с относительно большими окнами и нишами в стенах. И конечно же, Каренг-гхар выглядит гораздо более высоким, чем Талатал-гхар. Вдобавок, он лучше отреставрирован и отделан. Правда, отсутствуют терракотовые рельефы. В некоторых комнатах, впрочем, имеется орнаментальная отделка кромок потолка (см. Фото 30).
121

Фото 30 а. Комната со сводчатым потолком (фото автора)

122

Фото 30 б. Вид на колонны и арки (фото автора)

123

Фото 30 в. Вид с уровня четвертого этажа (фото автора)

124 На площадку четвертого этажа ведет узкая лестница, а сверху открывается вид на декоративную лужайку перед дворцом, где высаженные кусты образуют слова Ahom Raja Palace — «дворец ахомского царя» (см. Фото 31).
125

Фото 31 а. Лестница на верхнюю площадку (фото автора)

126

Фото 31 б. Вид сверху на лужайку перед дворцом (фото автора)

127 В тот ранний час мы были почти единственными посетителями гархгаонского дворца. Но надо было двигаться дальше, к памятнику, построенному правителями Каренг-гхара.
128

На машине через по древнему мосту через речку Дарика

129 Ехать было недолго, не больше пяти километров. Дорога привела нас к мосту, вернее, сразу к трем мостам, лежавшим параллельно. Из двух крайних мостов один был явно новее и выше, по нему мы только что проехали, другой, на сваях, производил впечатление временного, но все равно еще использовался. Между ними (на уровне свайного моста) лежал древний (но вполне крепкий), узкий однополосный мост. Тем не менее и по нему вполне могла проехать повозка или легковой автомобиль.
130 Текст на щите, стоящем рядом, составленный от имени Археологического управления штата Ассам, сообщал на двух языках — английском и ассамском, что это Дарика силсако — мост через речку Дарика, стоящий на четырех подпорах, сделанных из обтесанных каменных блоков (см. Фото 32).
131

Фото 32. Мост Дарика силсако (фото автора)

132

Фото 32. Мост Дарика силсако (фото автора)

133 Текст гласит, что пять арок моста выложены из тонких кирпичей лакхори19, скрепленных раствором суркхи20, что ширина моста 13 футов 1 дюйм (ок. 4 м), длина 109 футов 2 дюйма (чуть более 33,27 м) и высота 18 футов 5 дюймов (чуть более 5,6 м) и что сооружен он в правление Пратапа Сингхи (ок. 1603–1641). Пратап Сингха известен как царь-реформатор, его называли также бурха раджа («старый царь»), поскольку он взошел на престол в весьма солидном возрасте: в 58 лет, после чего сумел процарствовать еще 38. Место, где выстроен мост, ахомы считали священным, поскольку в прежние времена здесь сливались три реки: Диджойкхана, Товла и Саруной. Рек с такими именами поблизости уже нет. Нынешняя же Дарика, через которую перекинуты мосты, выглядит скорее как ручей, протекающий с востока на запад извилисто и долго, пересекающий северную окраину Сибсагара и впадающий в реку Дикхоу всего в нескольких километрах от ее слияния с Брахмапутрой. Когда-то мост украшали ныне утраченные скульптуры. Расположенный рядом со старым новый мост возведен усилиями отделения ONGC21 из близлежащего города Назира с целью сохранить исторический памятник в качестве туристического объекта22.
19. Кирпичи лакхори, или бадшахи, или какайя — плоские тонкие кирпичи из обожженной красной глины, использовались в качестве строительного материала в могольской Индии, начиная с правления Шах Джахана (1628–1658) и вплоть до начала XX в.

20. Раствор суркхи — известковый огнеупорный строительный раствор, составленный из извести, истолченного в порошок кирпича и воды.

21. ONGC (Oil and Natural Gas Corporation Limited) — крупнейшая государственная нефтегазовая корпорация Индии. Организована индийским правительством в 1956 г. Производит 77 % сырой нефти и 81 % природного газа Индии. Удовлетворяет около 30 % потребности Индии в сырой нефти.

22. The Stone Bridges of the Ahom Era. DimorianReview. URL: >>>> >>>> (дата обращения 10.05.2020).
134

Майдамы Чарайдео — первой столицы Ахомского царства

135 От моста, построенного Сваргадео Пратапом Сингхой, мы направились в глубь истории: в Чарайдео — первую столицу Ахомских царей, заложенную ок. 1253 г. Чаолунгом Сукапхаа, вождем одного из тайских племен, пришедшим сюда со своим народом в 1228 г., когда они были вынуждены покинуть страну Монг Мао из-за внутренних разногласий, а также под натиском монгольских войск, ведомых полководцами Чингисхана, завоевавших Китай. Таи-ахомы во главе с Сукапхаа мигрировали на север, спустились с Паткайской горной гряды, и потеснили обитавшие здесь племена и царства, в частности, царство чутиев23. В хрониках сказано, что Сукапхаа в течение двадцати лет выбирал, где основать столицу, уходил и на север от Брахмапутры, и на юг, постепенно расширяя владения, и в конце концов остановился в месте, почитаемом чутиями, моранами и другими племенами. Неизвестно, как выглядела новая столица, нет и археологических свидетельств, поздние хроники сообщают лишь, что Сукапхаа, считавшийся народом воплощением бога, после смерти был погребен чуть ли не в самом ее центре. Здесь же стали хоронить и его преемников, их жен и членов семьи. Впоследствии столица меняла местонахождение много раз, но захоронения правящего клана совершались только в Чарайдео. Так первая столица ахомов, заложенная в священном месте, продолжала сохранять свой статус в течение последующих шести столетий.
23. Царство чутиев (1187–1673) — средневековое государство, существовавшее на части территории индийских штатов Ассам и Аруначал Прадеш. Народ чутия — произносится также как ‘сутия’ — представители одной из доминантных этнических групп, населяющих Ассам, относятся к группе народностей, объединенных названием «бодо-качари», говорящих на языках бодо-гаро сино-тибетской языковой семьи и считающихся более ранней, нежели таи-ахомы, волной переселенцев, мигрировавших через Тибет из южных районов Китая в долины рек, берущих начало в Гималаях и протекающих по территориям современных индийских штатов Зап. Бенгалия (северо-восточные дистрикты), Ассам, Трипура, а также Бангладеш.
136 Погребения ранних ахомов называются майдамами24. Отсюда название всего исторического комплекса: «Майдамы Чарайдео». Погребальный обряд ахомов был для этих мест уникален. Строение майдама таково: основу его составляет сводчатая камера, называвшаяся по-ахомски ‘чоу-чали’, часто состоявшая из двух этажей, располагавшихся на поверхности земли без какого-либо фундамента. Сверху камера засыпалась несколькими слоями земли вперемешку с кирпичами и камнями так, что получался курган полусферической формы. Основание крупных майдамов укреплялось низкой каменной кладкой, восьмиугольной в плане, с полукруглыми выступами по углам. С западной стороны устраивался арочный вход. На вершине иногда ставилось кирпичное сооружение. Со временем курганы зарастали травой и деревьями и постепенно все пространство, заполненное ими, стало выглядеть как волнообразно-холмистый пейзаж.
24. Слово Майдам (произносится как мойдам) восходит к тайскому пхранг май-дам или май-там, где пхранг май значит «класть в могилу, хоронить», а дам — «дух умершего».
137 Ахомские хроники сообщают, что тело умершего царя омывали в специальном, только для этого предназначенном, водоеме, после чего везли по специальной, специально для этого проложенной, дороге.
138 Археологические раскопки свидетельствуют, что каждая сводчатая камера имела в центре помост, на который клали тело усопшего. Сюда же клали и вещи, сопровождавшие покойного при жизни: символы царской власти, предметы из дерева, слоновой кости или железа, украшения, оружие, царскую одежду. Службы по умершему проводились на протяжении длительного времени — от полугода до двух лет. В ахомских хрониках говорилось, что большинство влиятельных лиц и просто участников ритуала также подвергались погребению в живом или мертвом состоянии. Обычай погребения живых прекратил только Рудра Синха25 на рубеже XVII и XVIII вв.
25. Maidams at Charaideo. Sivasagar, Assam. Guwahati Circle, Archaeological Survey of India. URL: >>>> >>>> (дата обращения 24.04.2020).
139 Материалы и приемы, использовавшиеся при сооружении майдамов, с течением времени менялись. Между XIII и XVII вв. основным строительным материалом для погребальных камер было дерево, а начиная с XVIII в. стали использоваться камень и обожженные кирпичи разных размеров26. После того как индуизм стал основной религией ахомского царства, распространилась практика кремации.
26. Moidams — the Mound-Burial system of the Ahom Dynasty. Guwahati Circle, Archaeological Survey of India. URL: >>>> (дата обращения 08.05.2020).
140 Формально исторический комплекс майдамов, находящийся на расстоянии не более 30 км восточнее Сивасагара, расположен на территории соседнего с ним дистрикта Чарайдео, образованного 15 августа 2015 г. решением Таруна Гогои, тогдашнего главного министра Ассама. Всего на территории области Верхний Ассам насчитывается несколько сотен майдамов, они есть практически в каждом дистрикте. В районе исторического комплекса их около 150. Их уникальность заключается в том, что почти все они — захоронения царей или членов царского клана. Впрочем, охранный статус Археологического управления Индии распространяется не более чем на 30 майдамов. Крупных среди них только четыре. Диаметр майдамов № 1 и 2 — 265 м и 300 м соответственно, а майдамов № 3 и 4 — по 150 м. Многие майдамы находятся под охраной правительства штата Ассам, но много и не охраняемых (см. Фото 33).
141

Фото 33 а. Общий вид на майдамы (фото автора)

142

Фото 33 б. Крупные майдамы (фото автора)

143

Фото 33 в. Часть восьмиугольной каменной ограды, служащей укреплением кургана (фото автора)

144

Фото 33 г. Ритуальный проход с западной стороны (фото автора)

145 Будучи историческим комплексом, сопоставимым с комплексами египетских пирамид или пирамид майя, майдамы Чарайдео в 2014 г. были включены в Предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
146 ***
147 Получилось так, что начав с Рангпура, столицы Ахомского царства в XVII–XIX вв., в период его наибольшего расширения, культурного расцвета и последующего упадка, мы двигались на восток, в глубину истории — к Гархгаону с величественным Каренг-гхаром и далее к Чарайдео, столице, от которой не осталось ничего, кроме майдамов. Дерево и бамбук были основным строительным материалом не только майдамов, но и всех прочих сооружений того времени. Они не могли сохраниться в условиях влажного субтропического климата.
148 Конечно же, осмотренными тремя столицами далеко не исчерпываются материальные памятники исторического прошлого ахомов — теперешних ассамцев. И об этом будет рассказано в продолжении травелога.

References

1. Potabenko S. I. Mavzolei Indii. Vostochnyj kur'er / Oriental Courier. 2019. № 1–2. S. 192–203 [Potabenko S. I. The Mausoleums of India. Vostochnyi Kurier / Oriental Courier. 2019. No. 1–2. Pp. 192–203].

2. Stolyarov A. A., Gazieva I. A. Puteshestvie v Shivasagar. Vostochnyj kur'er / Oriental Courier. 2019. № 1–2. S. 186–191 [Stolyarov A. A., Gazieva I. A. En Route to Sivasagar. Vostochnyi Kurier / Oriental Courier. 2019. No. 1–2. Pp. 186–191].

3. Chapter VI. Architectural Technology. Shodhganga. URL: https://shodhganga.inflibnet.ac.in/bitstream/10603/284970/13/13_chapter%206.pdf (data obrascheniya 14.05.2020).

4. Maidams at Charaideo. Sivasagar, Assam. Guwahati Circle, Archaeological Survey of India. URL: http://asiguwahaticircle.gov.in/publication/Chaaideo%20maidams.pdf (data obrascheniya 24.04.2020).

5. Moidams — the Mound-Burial system of the Ahom Dynasty. Guwahati Circle, Archaeological Survey of India. URL: http://www.asiguwahaticircle.gov.in/Tentative%20list.html (data obrascheniya 08.05.2020).

6. The Stone Bridges of the Ahom Era. DimorianReview. URL: http://www.dimorianreview.com/2018/09/the-stone-bridges-of-ahom-era.html#axzz6Lx4kFgxf (data obrascheniya 10.05.2020).

7. Water Culture of the Ahoms: With Special Reference to the Sivasagar District. Social Research Foundation. URL: http://www.socialresearchfoundation.com/upoadreserchpapers/5/130/1703230642541st%20urbashi%20mahanta.pdf (data obrascheniya 20.04.2020).